Представьте себе бесшумную поездку сквозь освещаемую северным сиянием заснеженную морозную Лапландию. «Мы готовы представить электроснегоходы, как только рынок будет к этому готов,» – говорит Ристо Перттула директор по НИОКР компании BRP.
Автор: Томас Нильсен
Ристо Перттула, директор по НИОКР в BRP Finland. Фото: Томас Нильсен
«Несмотря на то, что условия, в которых эксплуатируется наша техника, крайне непростые, мы готовы представить публике снегоход на электрической тяге, как только рынок будет к этому готов,» заявил Ристо Перттула изданию Barents Observer.
Компания BRP выпускает для России и стран Скандинавии снегоходы под марками Lynx и Ski-Doo. Она является наиболее крупной частной компанией в Рованиеми, городе, расположенном на севере Финляндии.
Сотни рабочих в сборочном цеху заняты сборкой снегоходов 2018 модельного года. Внутренние правила компании BRP не позволяют вести съемку внутри производственных помещений, расположенных практически в самом центре города, но если вы видели сборочную линию какого-либо автопроизводителя, то вы без сомнения поймете, о чем идет речь. Разумеется, масштабы производства несколько скромнее. Так, например, на большой экран выведен план на сегодня: 97 единиц.
Все собираемые в Рованиеми снегоходы оснащаются двигателями внутреннего сгорания: достаточно мощными для преодоления заснеженных просторов Северной Европы, но при этом шумными и вредными с точки зрения воздействия на окружающую среду. Выпускаемые компанией снегоходы могут использоваться как в качестве рабочего инструмента, так и в качестве техники для активного отдыха.
На первый взгляд идея электроснегохода кажется достаточно странной. Как справиться с морозами и отсутствием возможности подзарядить по дороге аккумуляторную?
«Условия, безусловно, сложные. Низкие температуры – это лишь одно из препятствий. Достаточный запас хода не менее важен. Мы должны быть уверены в том, что райдер, как бы далеко он не забрался, сможет вернуться назад,» объясняет Ристо Перттула.
«Но технологии не стоят на месте, и в сотрудничестве с Лапландским университетом прикладных исследований мы смогли построить два прототипа,» говорит г-н Перттула, чье подразделение располагается в здании с зашторенными окнами, куда не пройти постороннему. В компании BRP уверены, что будущее за электродвигателями, однако их стоимость может отпугнуть потенциального покупателя.
«На сегодняшний день стоимость подобных решений крайне высока. Использование аккумуляторных батарей значительно увеличит цену снегоходов в сравнении с традиционными моделями, оснащенными двигателями внутреннего сгорания,» поясняет Вальто Ристимелла, коммерческий директор BRP Finland.
Он продолжает: «Следующая сложность – это зарядка батарей. Необходимо найти надежные способы это сделать, ведь если аккумулятор разрядится посреди снежной пустыни или в лесу, то как вернуться обратно?» задает он риторический вопрос.
Вальто Ристимелла, коммерческий директор BRP Finland. Фото: Томас Нильсен
Вальто Ристимелла признает, что на фоне быстрорастущей индустрии туризма потенциальный рынок для электроснегоходов в Лапландии огромен. Каждую зиму десятки тысяч жителей Европы и Азии слетаются на север Финляндии, чтобы насладиться тишиной.
К январю новая партия электроснегоходов будет готова пройти испытания на горнолыжных курортах и маршрутах сафари.
Как сообщает издание YLE Lappi первые в мире десять серийных снегоходов на электрической тяге пройдут испытания в условиях Арктики. Над коммерциализацией идеи электроснегоходов в настоящий момент работает компания Aurora Powertrains.
Представители компании признают, что ждать полного перехода отрасли на электродвигатели в ближайшие годы не стоит. Запас хода десяти тестовых снегоходов составляет всего 50 километров.
Вальто Ристимелла говорит, что сначала нужно дождаться снижения стоимости аккумуляторных батарей.
Развешанные в коридорах за пределами сборочного цеха плакаты показывают в какую сторону направится отрасль в будущем: все изображенные на них снегоходы оснащаются электродвигателями и комплектом аккумуляторных батарей.
Как и нынешние модели электромобилей они будут насыщены компьютерными технологиями, оснащаться GPS-системами, которые подскажут райдеру запас хода, предложат оптимальный маршрут и скоростной режим – все это, без сомнения, сделают эксплуатацию подобных снегоходов достаточно безопасной. При эксплуатации таких снегоходов на маршрутах для туристических поездок системы навигации и прочие компьютерные системы обеспечат работоспособность батарей на всем протяжении маршрута.
Можно только догадываться какие преимущества получат тур-операторы, которые вместо шумных и опасных для природы поездок на снегоходах, оснащенных двигателями внутреннего сгорания предложат экологичные и бесшумные прогулки, озаренные светом северного сияния.
Зима в финской Лапландии. Фото: Томас Нильсен