Помню, когда я приобрел классический Jeep Wrangler без электропривода, мой сын-подросток спросил, на какую кнопку нужно нажать, чтобы опустить стекло. Недавно мне на глаза попалась статья, которая напомнила мне этот случай, в ней говорилось о минувших в прошлое технологиях, с которыми наши дети уже вряд ли столкнутся в жизни. И действительно, сколько сверстников моего сына знают, что стекло в машине можно было поднимать и опускать с помощью крутящейся ручки? Или с какой целью в пикапе делали вентиляционное окно? Когда мы смотрим фильмы 50-х годов, разве нас не смущает то, что герои бегут в телефонную будку чтобы совершить звонок? И не задумывались ли Вы, где в нынешний век мобильных технологий Кларк Кент мог бы сменить свой наряд скромного журналиста на яркий костюм Супермэна? Хм, думаю вряд ли.
Эта статья натолкнула меня на мысль о том, что современные сноурайдеры уже не смогут испытать некоторые технологии, которые применялись производителями снегоходов ранее. Вы когда-нибудь задумывались о том, что тот, кто впервые сел за руль снегохода лишь в этом сезоне, уже никогда не сможет испытать на себе те ранние достижения прогресса, которые испытывали Вы, если только этот новичок не приобрел себе винтажный снегоход. Тогда, разумеется, он сможет вновь открыть для себя технологии, так хорошо знакомые ветеранам снегоходного спорта.
Производителей некоторых современных снегоходов, как, например, этой модели Yamaha,черпали вдохновение в технологиях прошлых лет.
Подумав об этом, мы решили составить список минувших в прошлое технологий, которые уже не смогут испытать на себе новички снегоходного спорта.
Не смотря на то, что раньше листовую рессору применяли при сборке большинства моделей снегоходов, теперь в конструкции подвески ее уже не используют. На самом деле, изменения, которые со временем были внесены в систему подвески, не так уж значительны. Для того, чтобы сделать передние концы легче и повысить управляемость лыжами, производители пробовали применять различные виды стали при изготовлении листовой рессоры. Пробовали сделать заостренные к концу листовые рессоры, перейти от пластинчатой многослойной рессоры к однослойной. В то время как многие производители в подвеске использовали комбинацию из нескольких листовых рессор на лыжу, некоторые решили попробовать применить поперечную листовую рессору, обеспечивая, таким образом, больший ход обеим лыжам. Одними из последних, такую систему применили производители снегоходов Yamaha Snoscoot и, также, создатели легковесных SnoPony.
Сегодня начинающий сноурайдер может встретить листовую рессору разве что в качестве дополнительной рессоры на утилитарном или туристическом снегоходе.
В продолжении темы, кто из Вас помнит, что снегоходные лыжи раньше делали из металла? Считается, что производители совершили большой прорыв в индустрии, когда осознали, что пластиковые лыжи обладают большими преимуществами по сравнению с вездесущими металлическими. Переход на пластиковые лыжи был особенно актуальным для любителей покататься по рыхлому снегу, так как они всегда были особенно озабочены вопросом снижения веса машины.
Хотя металлические лыжи обладают неоспоримыми достоинствами, как, например, то, что при необходимости, их можно легко заменить, производители не смогли проигнорировать то, что пластиковые лыжи не только легче по весу, но, также, обеспечивают лучшее скольжение, и как результат, заставляют снегоход двигаться быстрее. Пластиковыми лыжами стали оснащать спортивные снегоходы (а также модели класса премиум), ведь именно в этом классе меньший вес и дополнительная скорость ценятся больше всего. В настоящее время, не часто можно встретить снегоход с металлическими лыжами, особенно, если он произведен в этом столетии.
Куда пропала подвеска с ходовым колесом гусеницы снегохода? Отправилась в магазин винтажных зап.частей! Ходовое колесо, разумеется, и сейчас входит в состав опорных колес современной задней подвески, чтобы уменьшить износ при трении в направляющем рельсе. Но когда-то ходовое колесо считалось основой задней подвески. Такая подвеска была незаменима в своей универсальности. С ней легко можно было пробраться и по глубокому снегу, и по участку, покрытому льдом, или, даже заехать на голую землю. К тому же, она отличалась простотой сборки и рентабельностью. Однако, такая подвеска плохо сглаживала неровности дороги и несколько ограничивала управление.
Бренд Arctic Cat одним из первых перестал использовать такой вариант подвески на своих машинах, чем, в начале, вызвал волну недовольства среди своих преданных поклонников. При этом Ski-Doo долгое время оставался верен старому варианту, что стало причиной дискуссий между поклонниками этих двух брендов, которые не могли решить какой вариант подвески обладает большими преимуществами. Усовершенствованная подвеска в Arctic Cat обеспечивала большую устойчивость и безопасность, но при этом, имела ограничения в использовании. Споры на эту тему не утихают и по сей день.
Производители снегоходов из Северной Миннесоты уверены, что не может быть гусеничной ленты лучше, чем шипованная. И не важно, какой вариант предлагал производитель: резиновые ленты с шипами, расположенными по всей ширине, или занимающими две трети полотна. Фирма Polaris, например, предпочитала шипы по всей длине, тогда как Arctic Cat выпускала ленты с шипами занимающими две трети.
Шипованная лента незаменима, когда речь идет о поездке по заснеженной трассе, но при выезде на покрытую льдом территорию, маневренность машины становится явно хуже. Среди производителей снегоходов выбор оптимального варианта гусеницы стал причиной горячих дебатов. Бренд Ski-Doo был явными сторонником нешипованной резиновой ленты, тогда как Arctic Cat оставался на стороне шипованной. Когда компания Yamaha стала серьезным игроком на рынке снегоходного спорта, она решила разделить позицию Ski-Doo, и, также, остановить свой выбор на нешипованной гусенице.
Когда речь зашла о гусенице для гонок на снегоходе, и Polaris и Arctic Cat стали с успехом применять специальную продукцию для улучшения сцепеления, накладки на шипованные гусеницы, для того, чтобы обеспечить лучшее скольжение на поворотах. Разумеется, производители продукции для улучшения сцепления разработали специальные накладки для резиновых нешипованных лент, чтобы они обладали теми же преимуществами, что и шипованные.
Однако, в настоящее время, производители перестали выпускать шипованные ленты, заменив их более совершенными видами. Но отголоски старых технологий все же чувствуются в моделях резиновых гусеничных лент, оснащенных специальными зацепами.
Современному райдеру ничего не стоит подстроить руль снегохода под себя. Век руля, который подходит-всем-несмотря ни на что, кажется, давно прошел. Если Вам случится посетить мероприятие, на котором представлены винтажные снегоходы – обязательно обратите внимание на дизайн рулей машин. Конечно, учитывая, что снегоходы, произведенные в 1960-70х, не сильно отличались оригинальным дизайном в целом, как и вариантами посадки райдера, возможность подстраивать руль «под себя», в общем-то, не была столь востребована.
В «золотой век» снегоходного спорта человеку приходилось подстраиваться под машину, сегодня же, уже машина подстраивается под человека. У райдера 21 века есть возможность не только поднимать/опускать и всячески регулировать руль, но и даже заменить его. Марка Arctic Cat предлагает своим потребителям систему IRP (регулирующую посадку водителя в снегоход) и необычные варианты выдвижного руля, что отправляет старый вариант фиксированного руля в далекое прошлое.
Если когда-либо во время поездки на снегоходе Вы думали о том, как сильно мерзнут руки, значит, Вам не приходилось кататься на винтажных моделях снегоходов, не оснащенных системой подогрева ручек. К счастью, благодаря Джиму Холландеру и его компании Hot Grips, в 1976 году внедрившим систему подогрева ручек руля, эта проблема осталась в прошлом. В настоящее время, система обогрева руля и ручки тормоза входит в стандартную комплектацию любой машины, и, к тому же, открывает новые возможности для дизайна этого элемента снегохода.
Бренд Yamaha первым предложил использовать систему обогрева с цифровым управлением и вариантами настройки. Polaris и другие популярные бренды предлагают как обогрев концов ручек, так и другие варианты настроек системы для обеспечения максимального комфорта в поездке.
Казалось бы, в идеи обогрева ручек руля нет ничего революционного, однако, прошло несколько лет, прежде чем эта опция вошла в число стандартных.
До сих пор находятся те, кто считает, что задняя передача в снегоходе совершенно необязательна. Однако, число снегоходов, оснащенных реверсом, превышает число райдеров - противников этой опции. В старые добрые времена, когда вес снегохода, обычно, не превышал 110 килограмм, развернуть его вручную не составляло большого труда. В настоящее же время, когда вес снегохода увеличился примерно вдвое, это уже стало не так легко сделать. К счастью, конструкторы Ski-Doo Rotax встроили электронный реверс в эту модель с двухтактным двигателем. Учитывая, что задняя передача не влияет на вес машины, многие теперь предпочитают выбирать снегоход, оснащенный такой опцией.
До внедрения системы RER (электронный реверс Rotax), добавить заднюю передачу было не только сложно с технической точки зрения, но эта опция, к тому же, прибавляла машине дополнительный вес. Это, разумеется, вызывало негатив у поклонников езды по рыхлому снегу. Появление электронного реверса смогло решить эту проблему.
Сегодня любителям снегоходного спорта уже сложно поверить, что когда-то задняя передача не входила в стандартную комплектацию.
Еще одна вещь, с которой современные райдеры вряд ли знакомы – это карбюратор Tillotson и ему подобные. Система впрыска топлива с электронным управлением предлагает преимущества, которые не может предложить карбюратор. Теперь мы можем распрощаться с необходимостью смешивать бензин и масло заранее, так как современные снегоходы выполняются как с двухтактными (спасибо бренду Yamaha, внедрившему эту идею) так и с четырехтактными двигателями. К тому же, современные тормоза с гидравлическим приводом намного совершеннее своих предшественников.
Возможно, в будущем, функции, которые сейчас предлагаются в снегоходах опционально, будут входить в базовую комплектацию. На ум приходят многофункциональные цифровые указатели, регулируемые сиденья и опоры для ног…Безусловно, всегда интересно вспомнить с чего все начиналось, но в эксплуатации, пожалуй, намного приятнее иметь дело с современными технологиями, и ждать от производителей новых функциональных решений в будущем!